ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО photoicon

Дорожное строительство, отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц. В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ. Под автомобильной дорогой понимается высококачественная дорога большой протяженности и высокой пропускной способности. Улицы и подъездные дороги - это дороги местного значения, обеспечивающие подъезд к автомобильным дорогам.

У автомобильной шоссейной дороги имеются земляное полотно, основание, одно или несколько покрытий проезжей части (дорожная одежда), обочины, мосты, дренажные устройства и средства регулирования дорожного движения.

Основание (с подстилающим покрытием) выполняется из строительного грунта и передает нагрузки от проходящих автомобилей в рассредоточенном виде на земляное полотно. Покрытия проезжей части дорожного полотна могут состоять из асфальтобетона, щебня, щебня с битумной пропиткой, бетона на портландцементе, гравия или пропитанного грунта.

Мосты и путепроводы дают возможность автотранспорту проезжать над препятствиями, встречающимися на пути, - водными пространствами, поперечными автодорогами, железными дорогами и пр.

Дренаж необходим для отвода ливневых потоков и вешних вод. Под дорожной одеждой в подходящих местах прокладывают водопропускные трубы, и вода по канавам или трубам отводится в места водостока.

Средства регулирования движения обеспечивают безопасность и упорядоченность движения. К таким средствам относятся указатели и дорожные знаки, линии разметки, наносимые на проезжую часть, светофоры, транспортные развязки при пересечении автомобильных дорог в разных уровнях и переезды при пересечении с железной дорогой в одном уровне.

Дорожную одежду разной долговечности на разную допустимую нагрузку можно получить, комбинируя различные дорожно-строительные материалы. Самое важное для долговечности хорошей дорожной одежды - дренаж и уплотнение ее нижних слоев. Вода в дорожной постели способствует оседанию и боковому сползанию, а также может вызывать вспучивание из-за замерзания или расширения некоторых видов глин. Инженер-дорожник знает, какие материалы легче дренируются и какая система дренажей экономичнее. Иногда при дорожном строительстве приходится на значительную глубину вынимать природный грунт и заменять его гранулированным материалом заводского приготовления. Все взрыхленные и внесенные дорожно-строительные материалы должны уплотняться тонкими слоями. Для этого применяются тяжелые стальные катки с небольшими зубцами, передвигаемые тракторами, а также самоходные виброкатки. Особенно тщательного уплотнения требуют береговые устои мостов и места подземных переходов коммуникаций.

Самую простую дорогу можно построить, сгладив неровности природного грунта и придав дорожному полотну требуемый профиль. Достаточно срезать бугры, заполнить ложбины и выкопать дренажные кюветы по бокам, чтобы получить хорошую, дешевую дорогу для не очень интенсивного движения. Однако грунтовые дороги становятся труднопроходимыми из-за грязи в дождливую погоду и из-за пыли - в сухую.

Несколько более долговечны дорожные покрытия из щебня и гравия, к которым в качестве связующего вещества добавляют грунт определенного качества. Для повышения водонепроницаемости и прочности дорожного покрытия щебень и гравий пропитывают битумом. Этим можно существенно увеличить долговечность дорог с небольшой нагрузкой, если своевременно заделывать выбоины. Покрывать битумом можно также и грунтовые дороги.

Дорожное покрытие, довольно стойкое к сезонным изменениям влажности и температуры, можно получить методом стабилизации грунтов, добавив песка к глине или глины к песку либо применив другую комбинацию местных грунтов. Портландцемент, тщательно смешанный с некоторыми видами грунта, дает покрытие, вполне подходящее для умеренно нагруженных дорог. При подготовке материала для грунтоцементного покрытия грунт полностью размельчают, а затем тщательно смешивают на месте с 6-10% цемента на глубину 10 см и более. В настоящее время разработаны и используются также различные химические соединения для стабилизации грунтов. Наша организация имеет достаточный опыт их применения. После внесения стабилизаторов, дорожному полотну придают нужную форму и уплотняют его катками.

Дороги с щебеночным покрытием - это несколько слоев крепкого щебня, тщательно уплотненного тяжелыми катками и соединенного в сплошную массу очень мелким щебнем, укатанным сверху. В результате получается весьма прочный слой. При укатке его поливают водой, что еще больше повышает прочность покрытия. Такая дорожная одежда должна состоять не менее чем из двух слоев на жестком основании. Толщина каждого слоя должна быть ненамного больше максимального размера щебня, чтобы крупные куски щебня вклинивались между более мелкими, повышая прочность слоя. Слои могут быть толщиной 4-10 см.

Но современное дорожное покрытие конечно же устраивается из асфальтобетона или щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), состоящих из тщательно подобранных по гранулометрическому составу песка, щебня, минерального порошка и битума. Материалы смешиваются смесительной установкой при температуре около 175 С, при которой смесь находится в пластичном состоянии. Смесь горячей доставляется на место строительства, укладывается асфальтоукладчиком (специальной машиной) на дорожное полотно и укатывается катками в горячем состоянии.

Асфальтобетонное покрытие состоит из слоев различной толщины, укладываемых на основание из щебня или, с расчетом на соответствующие дорожные нагрузки. Высококачественное асфальтовое покрытие выполняется на надежном основании с подстилающим слоем из классифицированного материала и 2-5 слоями асфальта. В нижних слоях щебень крупнее, что повышает прочность покрытия, а в верхних - мельче, благодаря чему обеспечивается водонепроницаемость и износостойкость поверхности.

Сейчас 13 гостей онлайн